на первую страницу
на первую страницу на первую страницу
 
BALLET INTERNATIONAL - TANZ AKTUELL
Координируя хаос разнообразности
IRENE SIEBEN
О сложных взаимоотношениях между деятельностью мозга и способности двигаться.
Материал публикуется с разшерения редактора журнала Arnd Wesemann.
 
Мы редко осознаем тот факт, что человек -искусный мастер движения. Наш гений моторики проявляется не только в захватывающих дух достижениях таких очевидных мастеров координации как музыканты, танцовщики и спортсмены, но также и в управлении простыми каждодневными действиями. Теми действиями, которые установились после долгого периода экспериментирования и изучения. В основе работы нервной системы - информация о способе объединения приобретенных и инстинктивных привычек при полной неопределенности предстоящего жизненного опыта.
Мы ходим, подпрыгиваем, катаемся на велосипеде, водим машину, говорим, не думая об этом. Мы можем есть яблоко, повернуться, засмеяться и нажать на тормоз при красном сигнале светофора быстрее, чем спланировать эти действия. Рефлекторные или даже скорее автоматические движения являются прерогативой нормальной жизни. Мы начинаем оценивать, осознавать всевозможно разнообразные действия, классифицировать их и соответствующе распределять, только когда мы переживаем разрушение естественности, как последствие, например, вредных привычек или эмоциональных переживаний, несчастного случая, болезни, преклонного возраста или привыкания к новым жизненным условиям. Или когда мы пытаемся учить что-то новое, менять то, что складывается естественно, как например, сильно доминирующую танцевальную технику.
Совершенная координация значит преобразование ясных намерений в отчетливые действия. Это требует взаимодействия бесчисленных индивидуальных функций, которые успешно сообщаются друг с другом. В идеале это создает экономичность, функциональность, динамичность, силу, эффективность и ловкость. Координация - также синоним для изящества и красоты - очень субъективные качества, бросающие вызов понятию меры.
Почему кот, крадущийся в траве или запрыгивающий на подоконник, считается грациозным? Животные имеют генетический потенциал для красоты и координации. Люди должны усиленно учиться почти всему, чем животные обладают генетически. На то, что кошки с легкостью осваивают за несколько месяцев - уверенно стоять или прыгать - человек тратит несколько лет. Но как только все это изучено, пластичность человеческого мозга увеличивается с необыкновенной скоростью, и человек может танцевать, сочинять музыку, ваять, писать, программировать или считать деньги, в зависимости от его природных талантов. Кошки на это неспособны. Они остаются просто кошками с определенными моделями поведения, определяющимися их разновидностью.
Периоды до- и после- рождения определяют насколько успешно отобраны движения из бесчисленных случайных возможностей и как хорошо человек способен ориентироваться. Развитие нервных клеток зародыша связано с его движениями в матке. На этой стадии развития существует много движений, которые невозможны в состоянии гравитации. "Дети - эксперты движения." - говорит доктор Кристиан Ларсен -и мы можем многому от них научиться". В своей книге "Семь Ступеней Свободы" он пишет: "Координация - это союз высоких намерений духа (управление) и здорового, сбалансированного тела (структура)".
Другими словами, координация движения возникает как результат гармонического сочетания вдохновленной мысли и хорошо настроенного тела. "Если тело хорошо настроено (подобно музыкальному инструменту) и обладает хорошими привычками, оно может учиться. Если тело не скоординировано, плохие привычки становятся закоренелыми через их частое повторение. Если мы не тренируем наше восприятие, мы просто повторяем существующие модели, которые становятся фиксированными.
В привычке вся суть проблемы. Она обеспечивает выживание, но также накладывает ограничения на тело, дух, эмоции, и творческий потенциал. Слишком много хаоса ведет к потере контроля, несмотря на все наши врожденные рефлексы. Инстинктивные реакции, активизирующие жизненные функции организма, такие как дыхание, сердцебиение и баланс, были переданы нам в процессе эволюции от рыб, лягушек, крокодилов, ящериц, медведей, приматов. Они содержатся в тех частях мозга, которые развиваются в первую очередь и влияют на наше инстинктивное и эмоциональное поведение.
 
Нейрофизиологи не в состоянии оценить фактические способности человеческого мозга, но они предполагают, что эти способности невероятны. Не много известно о том, как мы думаем и принимаем решения, тем самым формируя мир вокруг нас. Как бы то ни было, ученые соглашаются, что в среднем, человек реализует только десять процентов своего потенциала в течение всей своей жизни. Moshe Feldenkrais, физик и теоретик человеческого поведения, описывает недостаток развития после периода половой зрелости как "использование Ролл Ройс в роли трехколесного велосипеда". Большинство "велосипедистов" не осознают потенциала другого, более высокого качества умственной организации. Они думают в неправильных измерениях. "Думайте большим" ("Think big"), и, согласно Feldenkrais философии, вы обретете силу отбросить привычки-ограничения и использовать самую высокую степень возможностей, которую только может предложить ваш мозг. Feldenkrais тренер Анат Баниел описывает процесс расширения наших возможностей как "модернизация нашего мышления."
Спасибо видео- и фото камерам, возможности получить необходимое образование и компьютерному анализу движения - ученые сегодня могут пролить свет на непредсказуемость нейронных соединений в сенсомоторной нервной системе и таким образом распознать сложное взаимодействие между рецепторами чувств, моторными нервами, мозгом и мышечными тканями. Только одно серое вещество "самой молодой части мозга", той самой, что отвечает за приспосабливание к окружающей среде и мышление, состоит из 15 миллиардов нервных клеток.
"15 миллиардов - Млечный путь состоит из относительно того же самого количества звезд. Это целая галактика нервных клеток в голове. "То что мы переживаем, как будто стреляет в наши нервные клетки", объясняет Karlheinz Knuth в документальном фильме "Крокодил в моей голове." "Стимул передается электрическими и химическими импульсами как вспышка молнии информации, бегущая вдоль пересекающихся путей, отклоненных и проходящих через соединения нервных клеток (синапсы), подобно трамваям на сложном перекрестке.
Соединений нервных клеток большее, чем звезд в миллионе галактик. Они влияют на нашу способность "обучаться". "Искусство координации это отбор полезных процессов в потоке информации, что означает - игнорировать большинство сообщений и отпускать ненужное напряжение." Антагонистическая реакция мышечной системы должна быть прекращена таким образом, чтобы точная координацию и "прохождение" движения стали возможными. Осознание - это первая существенная стадия перед тем, как повтор и постепенное усовершенствование сделают движение автоматическим, и контроль перейдет к подсознанию.
Но пытайтесь не переусердствовать, предупреждает Heidrun Schewe. Подобные процессы не должны стать настолько зафиксированными, что в случае возникновения неожиданных ситуаций, таких как новая обучающая система, следующая стадия обучения или замена партнера, они окажутся неспособными к адаптации. Feldenkrais предлагает изучить по крайней мере три вида изменений для каждого действия, которые могут быть выбраны нервной системой.
Как система обработки информации человек проходит три стадии: восприятие (через чувства), решение, выполнение. Банк памяти важен для получения комментария, если исправление необходимо.
Раньше считалось, что все движения инициируются, координируются и управляются из коры больших полушарий головного мозга. Сегодня выяснилось, что сложная хореография не может быть сделана только в коре головного мозга. Когда принято решение - действовать, импульс транспортируется из лимбической системы в мозжечок, где регулируются координация и модели движения. Координаты места и времени обработаны в базальный ганглия (basal ganglia) прежде, чем импульс направлен назад в первичный двигатель - кору головного мозга через таламус (thalamus).После отрегулирования в соответствии с последней сенсорной информацией импульс направляется в спинной мозг. Движение выполнено согласно тому, как человек видит себя.
 
В разрушающем все основы эксперименте Heinrich Kornhuber показал, что посланная мысль предварительно вызывает реакцию в нервной системе. Испытуемого попросили согнуть палец, как будто он подзывает кого-то. За 0.8 секунд до того как приказ двигаться был отдан, датчики отреагировали: был создан электрический потенциал в коре больших полушарий головного мозга. Теоретики движения, которые знакомы с предварительным программированием последовательности событий и даже могут сочинять целые танцы в голове могли бы рассказать нам кое-что относительно этого. Feldenkrais расценивает это как наиболее эффективный метод обучения, потому что это безгранично, это увеличивает способность мышления и ускоряет обмен между сигналами. Feldenkrais различает 2 части нервной системы для различных функций: "Rhinic, которая контролирует эмоциональную жизнь тела, и limbic, которая регулирует внутренние потребности, точно также как и функция supra-limbic, которая есть только у людей и которая все еще в процессе эволюции."
Мысль, планирование и воображение - признак последней функции. В мозговом стебле имеется определенная цепь, которая постоянно занимается уравновешиванием тела в пространстве в соответствии с гравитацией. Воспоминания детства являются для этого крайне ценными. Экспериментирование грудных детей с разнообразными возможностями движения во вращении и ползании отлично подготавливает их к жизни полной координации, баланса и ориентации на двух ногах. Если позже возникают трудности при координации или балансе, Feldenkrais и Bonnie Bainbridge Cohen рекомендуют заново учиться этим эволюционным возможностям.
Formatio reticularis в мозговом стебле, которое является ответственным за мышечный тон, умственное благосостояние, дыхательный рефлекс, вегетативные реакции и сенсорную чувствительность, может быть управляемо через концентрированное состояние готовности - состояние, которое ассоциируется с танцем и медитацией. В музыкальном институте Lichtenberg в этой области мозга был обнаружен автоакустический сигнал с высокой частотой решетки, важный для слушания, пения и нахождения тела в вертикальном положения.
Страх, изменения в настроении, истощение и усталость - враги координации, разрушающие сложную внутреннюю взаимосвязь. Страх сцены - обычный симптом неустойчивого функционирования во взаимоотношении "мысль-тело", которая часто превращает спектакли, экзамены и просмотры в ужасные испытания. Споры - другой нарушающий фактор. Часто после серьезного спора вы можете легко порезать палец, пропустите стежок в вязании, слишком поздно затормозите, или приземляетесь после прыжка, не перенося вес на правильную опору.
Воздушные гимнасты работающие на трапеции просто не могут позволить подвергать себя подобным волнениям. Они поддерживают правильную работу координации, контролируя limbic систему. Исполнители должны переключать свое внимание с чисто моторных навыков на время и место артистического действия и формирование процесса движения. Творческий потенциал и воображение играют здесь важную роль, поскольку требуют определенной доли игры, храбрости и свободного мышления.
"Каждый неиспользуемый мускул - помеха" говорит Bonnie Bainbridge Cohen. Поэт и теоретик раскрытия творческого потенциала, Hanna Johansen называет источник творческого потенциала бесконечным, хаотическим действием нашего мышления и размышляет о его продуктивности: "Что-то прибавляется новое, когда мы собираем вместе вещи, которые мы уже хорошо знаем, и очень тщательно за ними наблюдаем..." Вы не можете полагаться на то, что работает только потому, что это работало прежде. Каждое решение относительно некоторой формы действия устанавливает некоторую направленность и тем самым ограничивает свободу. Если что-то крайне однозначно, это не оставляет места для нового." Я думаю, что это важно, учиться иметь дело с ограничениями как можно свободнее через практику и последующее развитие. С научной точки зрения, только между двумя крайностями хаоса и жесткости может существовать жизнь". И координацияя.
 
ADF в Москве. Подборку статей о American Dance Festival вы можете найти на сайте Театра Современного танца "Инклюзы" http://incluse.inc.ru/adf.html
 
Pro-движение
Театр им. Моссовета, сцена "Под крышей"
Москва
Ольга Гердт
ЭТОТ фестиваль пластических театров - первая попытка собрать вместе всех тех, кто учился и работал в "Классе экспрессивной пластики" под руководством Геннадия Абрамова. Созданный в Школе драматического искусства, в этом году экспериментальный класс отметил свое десятилетие. Старшие "абрамовцы" обрели сегодня самостоятельность, а с младшей группой педагог и хореограф продолжает работать на чистом энтузиазме.
Фестиваль открыла постановка, сделанная Абрамовым с артистами младшей группы, - "Дальше было раньше" по мотивам "Истории из жизни хронопов и фамов"Х. Кортасара. Кроме того, в программу вошли самые удачные и известные из последних работ класса в постановке Абрамова: "Стая" и "Кровать", получившая премию "Золотая маска". Остальные спектакли - плоды самостоятельного хореографического и режиссерского творчества абрамовцев. Как считает сам "крестный отец" фестиваля, они должны предъявить "русский вариант" современного танца, альтернативный западному. Внешне этот вариант оказался малопривлекательным: линялые майки, драные колготки, грубоватое комикова-ние по поводу физических уродств и прочие способы эксплуатации "юродивости", на все лады обалаганенной и окарикатуренной. Особенно преуспели здесь "женская группа" импровизаторов-перформеров "Плантация" ("Мне все ясень", хореограф Андрей Андрианов) и театр "Кинетик" Александра Пепеляева ("Что такое морская капуста?"). Эти хореографы близки абрамов-цам скорее склонностью к импровизационным техникам. Трое из бывших танцовщиков класса представляют сегодня экспериментальное общество "Квартира №5". Это Ирина Гонтовая и Константин Мишин, показавшие композицию "Сутра Камы", в которой агрессивно и эксцентрично выясняет отношения семейная пара, и Василий Ющенко, в "антидраматическом спектакле" "Пейзаж" спорящий с импровизатором-музыкантом Одиссеем Богусевичем о том, что труднее: танцевать или музицировать.
Серьезные недостатки почти всех работ - их затянутость и движенческая неряшливость, подчас выдаваемая за "импровизационность". Вряд ли это родовые признаки русского современнога танца, скорее - отсутствие школы и профессиональный инфантилизм. Разве что меланхоличные "Po.v.s.tanze" (исполнители и хореографы Тарас Бурнашев, Александра Конникова, Елена Головашева, Альберт Альберт) компенсировали эти беды "русского contemporary" драматическим и эмоциональным напряжением своих композиций (спектакли "Подорожник" и "Далеко-далеко...").
 
Эксперт Михаил Малыхин
Информ Агенство Культура
... Глядя на череду подобных превращений, я вдруг с тоской осознал, что о подобном языке танцевальных символов и форм у нас в стране пока ничего не слышно -- а во время гастролей заезжих иностранцев мы продолжаем наслаждаться классикой европейского модерна прошлых десятилетий, принимая это за ультрасовременный авангард.
...Трудно переоценить значение танцевального ликбеза, который сегодня проводят в нашей стране французы, немцы, англичане, голландцы и американцы. Если уж совсем откровенно, то многие стили и направления, которые у нас по привычке причисляются к современному танцу, на Западе давно стали классикой. Авангардом не назовешь и те негромкие проекты пяти-семи молодых российских хореографов, что делают попытки ставить современный танец на отечественной сцене.
 
"ЭКСПЕРТ" №6, 12 ФЕВРАЛЯ 2001г.
Лейла Гучмазова
Поиск невербальных способов контакта с себе подобными занимает лучшие умы не первый век. Сегодня, когда мы почти отучились верить слову, а кликом "мышки" решаем многие проблемы, интерес к возможностям человеческого тела вырос еще больше. Потому пластический театр, по инерции называемый современным танцем (contemporary dance), сегодня стал самым динамично развивающимся видом искусства в мире. Он очень удобен для продюсеров: минимум актеров, минимум сценического пространства, минимум декораций и оборудования. Казалось бы, чем тогда удивить публику? Однако жанр этот как магнитом тянет в зал все новых поклонников. С опозданием включилась в процесс Россия, и обнаружилось: отечественные таланты настолько уникальны, что бьют рекорды посещаемости на престижных европейских площадках. Патриарх, старики и памперсы
Абрамова, решивший таким образом отметить свой десятый день рождения. Нелинейный математик, медики балетмейстер, Абрамов создал "Класс" в 1990 году как экспериментальный курс в составе театра "Школа драматического искусства" режиссера Анатолия Васильева, а впоследствии сделал его самостоятельным коллективом. К тому времени Абрамов уже имел репутацию мастера сценического движения, сотрудничал с лучшими кино- и театральными режиссерами. В новом жанре у него не оказалось конкурентов. Первый курс его уче- ников ушел в самостоятельное плавание, создав две собственные компании - "Квартира № 5" и "Пов.С.Танцы". Они постоянно участвуют в международных проектах и больше известны в мире, чем в отечестве. Работы "Пов.С.Танцев", а также старшекурсников "Класса" и премьера младшего курса ("памперсов", как их называют в театральном кругу) составили основу фестиваля.
Секрет обаяния младших учеников Абрамова заключен именно в их возрасте: импульсы еще не растрачены, жить молодые не устали. Младшим интересен и трюк ради трюка, и трюк ради спектакля. Рядом с отрепетированной "трудной штучкой" есть место радостной импровизации. Глядя на багажные сумки в клеточку, которые сами по себе бегают по сцене, хочется со вкусом воскликнуть: "Цирк приехал!" У старших все сложнее. Они стремятся показать, почему традиционные приемы драматического театра проигрывают свободным метафорам театра движения. В нем актерский импульс поддержан не сюжетной мотивацией, а полным комплектом театральных абстракций, и главной из них остается само движение ("Далеко, далеко" театра "Пов.С.Танцы"). Когда возможности тела в чистом виде недостаточны или излишни, артисты изучают его привычную оболочку - одежду. И исследуют, как, например, "салонные" жилетка и брюки в полоску монтируются с индийскими рагами Рави Шанкара ("Сутра Камы" театра "Квартира № 5"), Трансформирующийся костюм рассматривают как продолжение тела, расширение его возможностей. И наделяют одними и теми же крыльями бородатого ангела, Икара и летучую мышь ("Пейзаж" театра "Квартира № 5"). Но конструкции "че- ловек" и "человек плюс костюм" все же уступают в выразительности конструкциям "один плюс один" или "один плюс компания".
Вам надо танцев - их нет у меня Напрасно искать здесь танец в чистом виде: пластический театр обожает жонглировать театральны ми штампами, изобретая все новые "фенечки". Под сладкие напевы о му-чачос и мачо танцует синеокая прелесть в платье с ромашками, но на ее сексуальных колготках в сеточку - выразительные дыры, а ноги утоплены в бронированные боты. Неизбывный армейский идиотизм цитируется буквально: "Ра-а-вняйсь! Здравьжлатов глав гав!", а сценические границы обитания группки лириков стережет доблестный танкист ("Что такое морская капуста", театр "Кине-тик"). Влюбленная пара мечет друг в друга дротики, а потом, свернув красную тряпку страсти в алюминиевую кастрюлю совместного быта, выварит ее, выстирает и отожмет. Так вещи-символы помогают превратить импульсы тела в движение. На нем, теле, жилистом или рыхлом, "резиновом" или нескладном, интересном или обычном, и сосредотачивается внимание зрителя. Именно о теле артиста зритель в конечном счете и начинает думать как об умном или не очень. Современный театр движения бежит от любой системы, купаясь в прихотливой смеси танца и перформанса. В конечном счете, он проповедует либерализм и толерантность, проявляя равно ценные физические и духовные возможности людей. Заодно помогая высокому искусству лечиться от снобизма, а низкому - расти.
up